Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России — День народного единства
Митрополит Антоний Сурожский, открывая определение празднования того или иного события в жизни Церкви, писал: «смотря на праздники, мы видим их спасительное действие, видим, что они действуют на нас непосредственно. То, что когда-то случилось, есть не просто достопамятное событие, завершение какого-то определенного периода, но есть начало чего-то, что продолжается изо дня в день по мере того, как мир приближается к своей конечной стадии, к Судному дню, к своему концу и началу».
Если мы обратимся мысленным взором к богослужебному наследию нашей Церкви, мы увидим, что основным Ее желанием, потребностью является стремление наполнить внутреннее содержание нашей жизни живым сознанием непосредственной близости Бога по отношению к каждому из нас, на каждом участке нашей жизненной стези.
«Участие в праздниках – продолжает Владыка, является не столько благочестивым упражнением, сколько событием, которое через Литургию, через общее поклонение всех верующих дает нам новое понимание значения Праздника, делает нас участниками того, что не только было, но есть».
Праздники вводят нас в общение со Христом, Богом и Человеком, с Пречистой Матерью Его, со святыми. И для того, чтобы наше участие в праздновании не стало лишь созерцательным богословским восприятием того или иного события, нам нужно постараться «восхитить» самую сущность праздника, облечься в него, словно одеждой, — то есть проникнуть в самую сердцевину спасительного события. Но как это сделать? Для того чтобы нам приблизиться к духовным реалиям, духовной победе и радости или же печали, необходимо иметь нечто родственное тем событиям, которые мы воспеваем и прославляем.
И сегодня, когда мы молитвенно воспоминаем события предшествующие и являющиеся следствием Единства нашего Отечества, наша радость не должна стать формальной, не должна стать «радостью последнего праздничного, нерабочего дня» уходящего года. Радость Единства должна стать нам родной, хотя бы от сознания, которое рождается, например, от благоговейного причащения Святых Христовых Таин. Эта радость говорит нам о том, что теперь среди нас нет чужих, неблизких или не своих, но все мы общники Единой Чаши, все мы – чада Божии.
Празднуя день Народного Единства, будем задаваться вопросом с самым искренним чувством: как познать путь, ведущий к его достижению? Выдающийся русский религиозный философ Иван Александрович Ильин писал: «Для того чтобы любить свое отечество, его необходимо найти и реально испытать, что оно есть действительно «мое отечество».
По-видимому, это испытание дается большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим их условиям жизни. Но именно благодаря этому духовная сущность патриотизма остается часто неосознанной.
Любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу при отсутствии «надлежащего раздражения», то вспыхивает слепой и противоразумной страстью, непомнящей духовного родства, блуждающего в темноте, заглушающего и зовы доброй воли и голос правосознания. Этот слепой аффект разделяет участь всех аффектов, над уяснением и очищением которых человек не работает: он незаметно вырождается и унижает человека. Он вырождается то в пустую форму воинственного шовинизма (идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства) и тупого национального самомнения…, то в лицемерный пафос, прикрывающий личную или классовую корысть.
Человек, скрывающий в себе такой патриотизм, не знает – ни того, что он любит, ни того, за что он это любит. Родина обретается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, лишенный его, будет лишен и патриотизма. Любить Родину – значит любить ее дух, и через него все остальное, не просто «душу народа», то есть его национальный характер, но именно духовность его национального характера и национальный характер его духа». Путь к Единству лежит в области духовной: лишь она сможет дать истинное понимание любви к ближнему, своему народу, Отечеству и Единству: «Ищите истинной славы, идите путем добродетели: последней я предан, а первую замыкаю в службе Отечеству» — говорил Александр Васильевич Суворов.