Одинцовская Епархия Московской митрополии

Память блгвв. кнн. Петра и Февронии

01 июля 2014

8 июля Церковь молитвенно отмечает память благоверных святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Эти святые являют нам светлый пример богобоязненного христианского супружества, утешая приходящих к ним благодатной радостью, проистекающей от прикосновения к раке честных их и многоцелебных мощей.

В 2008 году память благоверных князя Петра и княгини Февронии была почтена общегосударственным признанием и приобрела статус национального праздника, знакомого нам сегодня как День Семьи, Любви и Верности. Причинность праздников – всегда духовна. Поэтому, дорогие Братья и Сестры, обратимся к виновникам настоящего торжества, духовно взирая на чистоту их жизни и прославим единого Благодетеля человеческих душ, действующего во святых Своих – Спасителя нашего Иисуса Христа.

Благоверный князь, родившись в семье Юрия Владимировича Муромского, был младшим братом князя Павла, впоследствии также княжившего в Муроме. Вступив на муромский престол в 1203 году, спустя несколько времени Петр сильно занемог. Однажды задремав, он увидел в тонком сне, что исцелить его может благочестивая дочь пчеловода – Феврония, которая отличалась скромностью и чистотою. Леча травами, произраставшими вероятно здесь же в Муромском княжестве, девушка более была десницей всемогущего Врача, излившего через нее на князя Петра богатство дара всецелого исцеления. Сердце мирное и умеющее благодарить было несомненным украшением будущей княгини. Сменяя радость исцеления, в сердце муромского князя пришло глубокое и светлое чувство любви, с признательностью обратившееся к девушке с просьбой стать его женою. Феврония, имевшая в столь юном возрасте духовное рассуждение, кротко принимает предложение, которое возводит ее в княжеское достоинство.

Вскоре человеческая гордость не потерпела «простую княгиню»: княжеские бояре вознегодовали, поставив князю ультиматум расстаться с Февронией или с уделом. Князь отказался «отпустить» жену, как то они просили, и не презрел святость брака.

Удалившись из Мурома по Оке в простой лодке, Петр бывал утешаем святой своей женою. Несомненно, это было борение человека как князя Муромского с самим собою. Древность поколений, сменявших друг – друга на владетельных престолах, Муром – родная колыбель для него… Неужели, все?.. – Может быть, ты поспешил, предложив ей сердце? Эта внезапная болезнь, эта немощь… Исцеление… Не было ли это лишь цепочкой случайностей, сменявшихся попеременно?… Ты поспешил. – Нет. Сердце чувствует духовное движение мгновенно и это есть не страсть, различия довольно здесь, — я чувствую здесь… Божью правду. И поступить иначе я б не мог. Довольно; …здесь мы прервем импровизированный поток мыслей, имеющих целью омрачить умный горизонт и самого светлого человека, каким, несомненно, и являлся князь. Скажем одно: он вышел победителем в этой мысленной брани, он сохранил верность своей жене, самому себе и Богу. Для духовного человека, который царствовал в благоверном князе – это величайшая радость и поистине великое приобретение.

В духе преодоленное испытание, верность ежеминутно обновляемая – вернули князю его родной город, которым владел он ранее по праву наследия, а теперь, как обладающий, по слову Премудрого Соломона: «Владеющий собою лучше завоевателя города (Притчи, 16:32). Постигший Муром гнев Божий нашел прежних виновников изгнания благочестивой княжеской четы раскаявшимися.

Святые Петр и Феврония были призваны в свой град и вновь украсили престол муромских владетелей. Сподобившись послужить делами благочестия и милосердия в земной жизни своей, они и кончину ее увидели в один день, 25 июня 1228 года.

Будучи прославленными Церковью в лике святых в 1552 году, они почитаются молитвенниками о единомыслии, любви и счастье в браке, защитниками ценности семьи, обновляя восприятие супружества собственным своим примером.

Стоит и нам, дорогие, хотя бы однажды прикоснуться к раке их святых и многоцелебных мощей. …Простая, однако, украшенная резьбой деревянная их рака с цветными покровами под сводами древнего и небольшого собора позволит вновь склониться над святой историей нашей; помолиться угодникам о самих себе ли… Или, если Вы уже носите седины – обо всех соотечественниках наших, у которых совместный жизненный путь еще впереди.