О молитве преп. Ефрема Сирина
В преддверии Великого поста в наших храмах мы слышим чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Думаю, всем вам она хорошо знакома:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Начальные слова этой молитвы предваряют путь Великого поста, а с последними – мы приближаемся к Крестному Древу Великого пятка. Напитавшись Божественной Евхаристии Тайной вечери, мы оставляем земные поклоны в средине святейшей и Страстной седмицы, чтобы «сыновне» предстоять Кресту.
Смысловая стройность этой молитвы привносит мысль о том, что необходимо бережнее расходовать эти святые и великие дни спасительной Четыредесятницы; она, словно, подготавливает нам духовный план следования к Светлому дню Божественного Воскресения.
Начальные дни первой недели проходят для нас под сенью слов Великого покаянного канона: «Постився Господь дней четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое…» И, если первые недели отведены для молитвы об избавлении духа праздности, уныния и иных склонностей, то последующее время, словно вытягивает нашу немощную духовную составляющую, побуждая вступить на путь борьбы за обладание невещественными ценностями целомудрия, смиренномудрия, терпения и всеобъемлющего духа любви. В заключение, преподобный Ефрем, словно ставит, но одновременно и просит о даре «не осуждати брата», венчая им свою молитву.
Вспомним здесь и слова преподобного Серафима: «Для сохранения мира душевного всячески должно избегать осуждения других». Всесветлое Воскресение увенчивает глубоким внутренним миром, подобно евангельскому «утру глубоку» (раннему утру) всякую душу, приходящую в радость Господа своего: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам» (Ин. 14, 27).
Не приближаясь к открытию самого понятия о божественном мире, мы коснемся лишь малой стороны его: мир, которым «Господь благословит люди Своя» (ср. Пс. 28, 11) есть сердечное знание человеком своего Благодетеля и Избавителя – Бога. Это знание отнюдь не надмевает, не побуждает человека делиться им, как обладающего с неимущим. Но напротив, показывает его личную духовную нищету и Благодетеля, Приходящего и Дарствующего (одаривающего) человека Своим высоким вниманием и любовью. Вынося свой суд на ближнего, мы можем, пусть и непреднамеренно, осудить и его Создателя, сочетавшегося с ним и потерять в своем сердце знаки блаженного мира, как знамение божественного присутствия в человеческой душе.
В минуты тягостные для нашего сердца будем вспоминать молитвы, что способны вновь умилить наши сердца: «Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи: виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости: и даждь ми, Господи, оставление злых и спаси мя». (Стихира на «Господи, воззвах…» во святую и Великую среду вечера).
«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти, спасаемь, Щедрый, слава, Христе, державе твоей». В неделю о расслабленном, кондак, глас 3
«Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый». В неделю о слепом, кондак, глас 4