О святой Четыредесятнице
Вступая на протяженный путь Великого поста, дорогие братья и сестры, помолимся милостивому Создателю нашей жизни, да милостив будет к нам, грешным и поможет нам пройти св. Четыредесятницу в радости и бодрости духа.
Как и святой Рождественский пост, продолжительностью своей походящий на Великий, составляет время радостного ожидания, так и ныне – святая Четыредесятница подводит нас к светлой радости Воскресения Христова.
Да, к светлой радости Воскресения Христова, по благости Его – дарованной всем нам.
Послушаем, что говорит св. апостол Павел в послании к Римлянам:
«Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже восста Христос от мертвых славой Отчею, тако и мы во обновлении Жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и Воскресению – будем…» (Рим. 6, 3 – 5).
Воскресением Христовым мы с вами соделались общниками (участниками) сей обновленной Жизни, потому что когда – то, в разные моменты нашей жизни мы облеклись во Христа «как в ризу» в таинстве св. Крещения.
Приведенный фрагмент апостольского послания словно проводит прямую линию от нашего рождения к исполнению (раскрытию в полной силе) Царствия Божия в каждом из нас.
Царствие Божие, как мы знаем с Вами, не является географическим наименованием или уделом лишь посмертной нашей жизни, но является блаженным местом присутствия Божия.
Духовно внимательный взгляд не однажды убеждался в присутствии Царствия «внутрь нас» (ср. Лк. 17, 21), в наших сердцах:
«Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с ним и покоя сердечного; горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим будут стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его и не теряй святого дерзновения перед Ним» — писал праведный Иоанн Кронштадтский («Моя жизнь во Христе, т. 1).
В этих словах мы можем увидеть, для достижения каких целей вновь предлагается нам Великий пост:
«… усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки <…>»
— повторим приведенные слова, а вместе с ними и нечто, что страшит наше сердце, что может исполнить его уныния.
Мы быстротечны, в решении потерять наш маленький опыт совоскресения Христу и соцарствия Ему в наших сердцах, быстро утомляемы в раскрытии высоких понятий духовной жизни, меняем Его Царствие на вполне понятные нам преходящие ценности.
Опыт совоскресения, как и опыт таинства спасения, нельзя описать, невозможно анализировать, но им можно жить. И такое течение нашей жизни будет означать, что мы умерщвляем в нас царство греха, разбиваем вереи адовы и становимся общниками света Воскресения Христова.
Если же и возглашаем мы друг – другу лишь устами «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!», пребывая тем не менее во гробе нашего лукавствия, гордыни и нераскаянности, такое жительство проходит вне таинства нашего спасения.
Дорогие братья и сестры, пусть путь к светлой и всеобъемлющей радости Воскресения поддерживается в нас сердечностью совершаемого покаяния, внутренней болезненностью о нашей косности. То да поможет нам, достигшим пустого Гроба, стать общниками во Христе и со Христом Живоносного Его и Светлого Воскресения.