Новомученики земли Истринской
Приближается день память новомучеников и исповедников Истринской земли (традиционно отмечается в третье воскресенье октября). В собор святых, пострадавших за веру Христову и несших свое служение в границах современного Истринского района (ранее – Воскресенский уезд Московской губернии (до 1929 года) входит тринадцать новомучеников, семь из которых пострадали и были погребены в безымянных рвах на подмосковном полигоне в Бутово.
Собор пострадавших включает следующие святые имена:
- священномученик Василий Сунгуров (пострадал 21 сентября 1937 года, нес свое служение в Богоявленском храме с. Брыково (ныне – пос. Красный),
- преподобномученицы Евдокия (Кузьминова), Екатерина (Черкасова) и мученица Милица Кувшинова, подвизавшиеся при Вознесенском соборе города Истра (ранее – г. Воскресенск), день их мученической кончины – 5 февраля 1938 года;
- священномученик Алексий Смирнов, настоятель Христорождественского храма села Филатово и Казанской церкви сельца Глебово, пострадал 28 февраля 1938 года;
- преподобномученица Дария (Зайцева), подвизавшаяся при Знаменской церкви села Холмы и пострадавшая 14 марта 1938 года;
- преподобномученик Илия (Вятлин), небесный покровитель Вознесенской церкви села Еремеево, память – 5 апреля (пострадал также в 1938 году);
- священномученик Сергий Орлов, священник Покровской церкви села Рубцово (ныне пос. Пионерский), был расстрелян 21 декабря 1937 года;
- священномученик Петр Троицкий, несший свое служение в диаконском чине при Вознесенском соборе г. Воскресенска и в Троицком храме села Троицкое, скончался в заключении 28 июля 1938 года и погребен в безвестных могилах Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря;
- священномученик Василий Смоленский, несший свое многолетнее служение при Казанской церкви села Ламишино и скончавшийся в тюремной больнице Таганской тюрьмы от многих болезней 12 июня 1942 года;
- священномученик Иоанн Орлов, перед арестом служивший в Троицком храме села Троицкое и скончавшийся в заключении в Мариинском лагере близ Новосибирска, 7 марта 1938 года;
- священномученик Сергий Кочуров, скончавшийся в заключении 12 декабря 1941 года и погребенный в безвестной могиле Богословлага Екатеринбургской области, — перед заключением о. Сергий совершал свое служение в Троицком храме села Троицкое;
- мученик Михаил Строев, церковный староста Троицкого храма одноименного села Истринского района, скончался в заключении в Алтайском крае 16 марта 1938 года, отбывая наказание как «участник контрреволюционной группы», место погребения его неизвестно.
Прославляя подвиг верных чад Своих, их твердое исповедничество веры Христовой и верность Ему даже до смерти, св. Церковь так воспевает их подвиг:
«Днесь светло красуется земля Истринская, прославляющи новомученики и исповедники своя, тии бо, даже до крове за Христа пострадаша и победныя венцы от Него прияша. Темже радостне к ним возопиим: о, святии сродницы наши, молитеся о верою и любовию вас почитающих». В свободном переложении на современный нам русский язык, это песнопение будет выглядеть так: «Светло красуется сегодня земля Истринская, прославляя новомучеников и исповедников своих, ибо те за Христа пострадали <дойдя> до кровных мучений и венцы победы приняли от Него. Посему радостно к ним вознесем глас: о, святые сродники наши, не преставая молитесь о почитающих вас верою и любовию». Кондак празднику выглядит следующим образом: «Мученицы Твои, Господи, возжегше душевныя светильники своя, радостию изыдоша в сретение Тебе и ризы кровьми украсиша. Темже в Чертозе Небеснем ныне водворяются и молятся о душах наших».
В современном свободном прочтении это песнопение будет иметь следующий вид:
«Мученики Твои, Господи, зажегше светильники душ своих (украсив светильники невещественным огнем любви Христовой) радостию <ведомые> вышли на встречу Тебя, украсив ризы свои кровию (как видимым знаком исповедничества и мученичества). Поэтому в Небесном Чертоге (в Царствии Небесном) сейчас имеют жительство и молятся о душах наших».
Блаженной памяти митрополит Антоний Сурожский говорил:
«Мученик – это не просто человек, который страдает; это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть. Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни. Некоторые из них были слабые, греховные, но, когда пришло время исповедовать свою веру во Христа или отречься от Него, они не отреклись. Тогда вдруг с их плеч спала всякая слабость и осталась только благоговейная верность, любовь не только сердца, но жизни».
Святейший патриарх Кирилл в своем слове, посвященном памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, отмечал:
«<…> Трудно представить, в каких невероятных условиях осуществлялось это исповедничество. Часто людей прямо принуждали оказываться от веры. Это был самый простой случай, и абсолютное большинство говорило «нет». Нередко гонители сразу присуждали такого человека к высшей мере наказания, смертной казни, либо, наоборот, отступали. Но если б было только так, как было бы просто! Если бы одним только ответом «верую» можно было определить свое отношение к Богу, ко Христу и запечатлеть этим правду Божию! Но враг был изощрен, невероятно хитер, прекрасно организован. Это открывается, в частности, тем, кто имел возможность читать страшные протоколы допросов, следственные дела, где все так запутанно, так сложно. И все-таки были те, кто, несмотря на всю изощренность, продуманность, организованность машины истребления, оставались способными ответить гонителю: «Я со Христом, и я Его не предаю!».