Время большого ожидания

Рождественский пост – спасительное средство для врачевания душ

Священник Роман Лазарев

Приближается праздник Рождества Христова, и вместе с ним для нас настает время утешительного Рождественского поста, которое можно принять вместо предпразднства – время для большого ожидания Праздника.

Казалось бы, что пост — это духовно ответственное время, для большинства из нас является несколько обременительным. Казалось бы, что отсутствие такого подвига не препятствовало бы нам творить доброе, жить по-евангельски. В заповедях блаженств, например, нет такого, что звучало бы приблизительно так: «Блажени постящиеся…»; но пост, тем не менее, непременно указывается, как древнее Предание раннехристианской Церкви. Нет в Евангелии слов и о крестном знамении, ни о том, чтобы наше молитвенное пространство мы ориентировали бы на восток… Но есть Предание, и авторитет его имеет необыкновенную живительную силу убеждать наши сердца.

Попробуем, дорогие братья и сестры, приблизиться к понятию священного Предания, тем более что Рождественский пост находится именно в этой духовной плоскости. В святом Евангелии есть такие слова, которыми Господь обрисовывает образ истинного Пастыря, пасущего Своих овечек: «… и овцы по Нем (то есть за Пастырем) идут, яко ведят глас Его» (Ин., 10, 4). Причащаясь святых Таин Тела и Крови Христовых, исповедуясь перед Ним в прегрешениях наших, принося личную молитву, мы незаметно привыкаем к этому гласу, который затем едва ли можем забыть. Вот как пасхальный канон воспевает этот вожделенный глас: «О божественного! О любезного! О сладчайшего Твоего гласа …» Этот сладчайший глас Христов познается опытно сердцем, сердце подчиняется Ему, потому что «… со властию бе слово Его» (Лк. 4, 32). Святое Предание, — это неписаное Слово, — носит в себе Дух Христов, и опытно познается человеком, который просвещается в Церкви святыми Таинствами.

«Как лечится неведение Бога? – задается вопросом один из самых известных современных проповедников Греческой Церкви митрополит Афанасий Лимассольский – Знанием Бога. Знание Бога – это не чтение книг по догматике, не попытка разобраться в учении Церкви о Боге. Знание Бога приходит с опытом Бога, а этот опыт появляется через деятельное участие в жизни Церкви…».

Сердце памятует обо всех реалиях духовной жизни, воздыхает о них, если долго не имеет соприкосновения с ними. Реалии духовной жизни – это движение Христа в наших сердцах, ответ на правду Пришедшего подать нашей душе успокоение и радость Встречи. Так, под пониманием Священного Предания, мы видим общий опыт Церкви, который есть не что иное, как обобщенный личный опыт общения со Христом богобоязненных душ людей, именуемых в Церкви святыми. Их опыт поста, как одно из спасительных средств для врачевания наших душ, Церковь учит принимать с любовью.