Старинное селение Филатово находится в 12 км к западу от города Истры, на обоих берегах речки Маглуши. Селение, входившее в волость Воиничи Рузского уезда, известно уже с середины XVI столетия. В писцовой книге 1567-1569 гг. помещена следующая запись: «За Булгаком Васильевым сыном Лисицына (…) деревня Филатова на речке на Мологощи. Пашни в поле середние земли 32 чети, а в дву по тому ж. Сена 100 копен». (Рузский уезд по писцовой книге 1567-1569 годов. М., 1997). Булгаку Лисицыну принадлежали здесь исчезнувшие затем деревни Семеновская, Онтоново и половина деревни Погорелыя (Погорелая).

Селение Филатово в старину относилось к приходу Рождественского погоста на Мологоще. Согласно той же писцовой книге, «погост на цареве и великого князя земле на речке на Мологощи, а на погосте церковь Рождества Христова. Пашни церковные в поле худые земли 20 чети, а в дву по тому ж. Сена косят на отхожем лугу 50 копен на Мологощи под деревнею под Морозовою Горою…». Деревня Морозова Гора находилась близ ныне существующей деревни Букарево. По преданию, на месте погоста существовал женский монастырь Рождества Христова, разоренный при польском нашествии.

 

Наступило Смутное время. Рождественский погост был разорен. В книге 1625-1626 гг. написано: «Пустошь (пустырь), что был погост на царя и великого князя земле, на речке на Мологощи, а на погосте место церковное Рождества Христова…». Здесь говорится о сожженной монастырской церкви погоста, которая была возобновлена лишь в 1704 году, и уже как приходская. Филатово же было возрождено, в переписной книге 1646 года говорится: «За Федором Львовым сыном Плещеева деревня Филатова поселилась внове (…), а в ней: двор вотчинников, а во дворе живут деловые люди, да крестьянских дворов (…)». В 1678 году Филатовым владели Семен и Федор Плещеевы. В 1705 году деревней Филатово, ставшей сельцом, владели Козьма и Ларион Думашевы. В переписной книге Рузского уезда того года о сельце Филатово говорится так: «Губернатора Александра Даниловича Меньшикова за человеком ево Кузмою Ларионовым сыном Думашевым половина сельца, что была деревня Филатово, а в нем живут кабалные люди, да крестьян 11 дворов».

В 1707 году на оброчной церковной земле Думашевы построили новую деревянную церковь – предшественницу нынешней каменной, которая была освящена также в честь Рождества Христова. Благословил ее сооружение известный церковный деятель и проповедник Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский. В те времена, расстояние между двумя церквями – бывшей монастырской церковью, что на Погосте и новой церковью, построенной в Филатово, составляло лишь половину версты. Однако новую церковь продолжали относить к бывшей монастырской церкви «Погоста», — ставшей, как мы уже видели, приходскою, однако с 1715 года Филатово именуется уже селом. Тогда здесь было поместье вдовы Кузьмы Думашева Матрены Ивановны и сыновей ее Василия и Якова Кузмичей Думашевых. В 1748 году село Филатово делилось на две половины: первой половиной владели обер-мундшенк Александр и тафельдеккер Петр Яковлевичи Думашевы, а второй – полковник Василий Кузьмич Думашев.

 

В начале 1750-х годов была возведена нынешняя кирпичная церковь, руины которой теперь печально украшают село. Храм был построен женою Камердинера Императрицы Елизаветы Петровны Матвея Иванова сына Воронова Анною Дмитриевной и детьми ее Камер-Пажами Алексеем и Михаилом Александровыми детьми, Думашевыми.

Согласно данным ЦИАМ /ф. 454 оп. 3 д. 72 лл. 198, 199-201 об./ (Центральный Исторический Архив Москвы) мы попробуем предложить небольшую картину архитектурного облика храма и его интерьера, составленной согласно метрике, которая была записана по ответам священника Феодора Ивановича Ильинского в январе 1887 года – Настоятеля церкви в конце XIX столетия: «Церковь построена квадратная одноэтажная. Абсида церкви с одним полукружием. В вышину церковь имеет 15 аршин, в длину 8 аршин и ширину – 9 аршин, обмер был внутри церкви без стен. Церковь построена из кирпича и цоколь ее из белого камня. Стены выкладены все сплошною кладкою из кирпича и сохранились в своем виде, имеют железные связи. Наружные стены были вовсе гладкие, а в недавнее время по штукатурке сделаны отборки и кой-какие украшения из алебастра. Карнизы есть и тянуты в недавнее время из алебастра. Кровля на сводах церкви на четыре ската железная и окрашена краскою, кровля старая и ничего замечательного больше нет. Фонарь на сводах глухой цельный без украшений. На церкви глава одна, покрыта вгладь белым железом. На церкви крест медный позлащен, осьмиконечный без украшений и без цепей. Окна в церкви обыкновенные продолговатые, в алтаре их всего три в 8 стекол, отливы небольшие и внутрь и наружу с железными прутовыми без перемычек решетками, без всяких украшений и без затворей. В церкви устроены три двери железных с вычурными петлями. Паперть устроена с одной стороны и никаких надписей нет. Абсида плиты и больше ничего нет. Клиросы устроены деревянные, окрашенные белой краскою, без особых украшений. В иконостасе и в алтаре древних икон нет, а за левым клиросом, на особом постаменте находится икона Божией Матери Тихвинская древнего греческого письма в сребропозлащенной ризе чеканной работы, весом 10 фунтов. На ризе чеканная надпись «истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Одигитрии Тихвинския». Есть крепкое народное предание, что икона эта находилась прежде в образной устроителей храма Рождества Христова – гг. Думашевых. Икона находится в дубовом кивоте за стеклом и во всякое время особенно чествуется прихожанами. Сосуд серебряный (Св. Потир) вызолочен, на нем все святые изображения и уборка отличной граверной работы: в середине – Господь Вседержитель, далее – Божия Матерь, Креститель Иоанн, святые архангелы Гавриил и Михаил, а на поддоне в особых небольших клеймах с чернетью – Св. Страсти Господни. По краям сосуда вверху вязью вырезано «Пийти от нея вси во оставление грехов», а внизу на поддоне вязью также вырезано «Сей сосуд устроен в церковь Всемилостиваго Спаса Происхождения Честнаго Креста в подмосковную вотчину в село Окатово, стольника Якова Ивановича Лобанова-Ростовского, лета 7202 (1694) года, сентября в 1-й день»; на особом месте – «Резал мастер Василий Андреев». К Потиру – Дискос, Звездица, два блюдца и Лжица, все – работы одного мастера, серебряные, позлащены, весом 4 фунта. Есть еще два креста напрестольных серебряных чеканной работы, с отливными Распятиями и вверху, над Главою, особым венчиком, серебряным, без пробы, работы незавидной.

 

Колокольня каменная, из кирпича, цоколь ее из белого камня, была построена гг. Думашевыми в 1815 году, и надписей на ней никаких нет. Всех колоколов шесть. На большом колоколе имеется надпись: «1876 года марта 12 дня отлит в Москве на заводе Андрея Самгина, весу в нем 51 пуд 10 фунтов. Московской губернии Звенигородского уезда в Христорождественскую церковь села Филатова при священнике Феодоре Ивановиче Ильинском и старосте церковном Филиппе Васильевиче Сергееве». Надпись на 2-ом колоколе: «Слит в Москве на заводе Самгина, весу в нем 20 пудов 30 фунтов». На остальных колоколах надписей нет, в 3-ем колоколе весу 5 пудов 30 фунтов, в 4-ом – 2 пуда, в 5-ом – 22 фунта и в 6-ом – 12 фунтов». Здесь заканчиваются сведения, переданные со слов бывшего настоятелем церкви священника Феодора Ильинского.

Через село проходил старинный тракт в Иосифо-Волоцкий монастырь. На карте 1774 года он обозначен двойной линией, следовательно, был в то время весьма оживленным. Тракт начинался Воскресенском (ныне – г. Истра) и проходил через Глебово-Избище, Букарево, Филатово и далее, через Савельево и Васильевское на Шестаково. На карте 1853 года тракт уже почти не просматривается. Сейчас сохранились только его отдельные «фрагменты».

 

В 1773 году отмечалось, что грунт церковная земля имеет иловатый и «к плодородию без довольного удабривания всякий год земля не способна. Из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь и овес, а пшеница, ячмень и другие семена – посредственно. Сенные покосы по речке травою хороши. Лес растет дровяной: березовый и ольховый. В нем зверей никаких нет, а птицы находятся в полях – жаворонки и перепелки». Обрабатывалась земля самими священно- и церковнослужителями.

В начале XIX века Филатовская церковь считалась домовой и приписной к храму погоста, несмотря на то, что она была каменной, а храм погоста по-прежнему – деревянным; 1808 году последний сгорел. Новая церковь на Погосте так и не была возобновлена: это видно из того обстоятельства, что Филатовский храм в 1817 году стал приходским. Мы вновь обратимся к сведениям, почерпнутым из Государственного Исторического Архива /ф. 203 оп. 752 д. 4616 1-1/, а именно к Прошению на имя Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Дмитровского, Члена Святейшего Правительствующего Синода, от тогдашнего владельца села – Гвардии Прапорщика Петра Алексеева сына Хоненева. Мы сохраняем орфографию и стиль письма, также как и в предложенном вниманию читателя описании церкви священником Ильинским, приведенном выше.

«В вотчине моей Звенигородской округи в селце Филатове имеется домовая каменная церковь во имя Рождества Христова (…). Церковь приходская, бывшая деревянною, в 1808 году сгорела, служение исправлять велено от Вашего Высокопреосвященства в моей домовой церкви, как отдельно стоящей, до построения новой церкви. С того самого времени, как церковь сгорела, я не имею в виду никакого к тому приготовления, хотя в протчем в том же году от Вашего Высокопреосвященства и дозволено строить вновь церковь на прежнем месте. А потому желаю я домовую церковь утвердить приходскою, естли благоугодно будет Вашему Высокопреосвященству, так как прежде бывшая церковь находилась расстоянием от селца Филатова не более 150 саженей. Таковое желание мое, естли угодно будет Вашему Высокопреосвященству, церковь домовую утвердить приходскою, то всю утварь, ризницу и прочее, принадлежащее сгоревшей церкви, благоволите приказать возвратить из хранения в вотчине Князя Лабанова (Лобанова) селца Александровскаго, которая хранится с того времени. Пред ставляя на усмотрение Вашего Высокопреосвященства фасад церкви домовой, всепокорнейшее прошу оную утвердить навсегда приходскою в место сгоревшей церкви Рождества Христова (погоста) и о сем учинить архипастырскую резолюцию. Марта __ дня 1816 года. К сему Прошению Гвардии Прапорщик Петр Алексеев сын Хоненев руку приложил».

 

На прошение была наложена краткая резолюция: «По оному Прошению Апреля 18 дня 1816 года ОПРЕДЕЛЕНО: исполнить».

Далее мы предложим Вашему вниманию сообщения (которые именовались в старину как «репорты») Благочинного Рузской округи священника Иоанна Стефанова в Московскую Духовную Консисторию, показывающие естественное развитие событий, определивших становление домовой церкви как будущего прихода:

РЕПОРТ: «…от Московской Духовной Консистории (…) велено мне в ведомстве моего благочиния (…) вотчины Гвардии Прапорщика Петра Алексеева сына Ханенева, сельца Филатова Рождественскую каменную домовую церковь освидетельствовать в том, что оная церковь отдельноли от дому господского состоит, в каком от оного расстоянии, действительноли она каменная, в каком состоянии и удобнали для помещения прихожан, состоящих в том селе в значительном количестве. По силе коего указа мною вышеозначенная домовая церковь освидетельствована и оказалась, что она имеется от дому господского отдельна и отстоит от оного в семидесяти саженях. Действительно каменная: стенами тверда, внутренностию исправна; крышка же, как на церкви, так и на колокольне очень ветха и крыльца все совсем развалились. Ограды около оной никакой не имеется; для помещения прихожан (…) удобна.
О чем Московской Духовной Консистории сим и репортую.
1816 года июля 26 дня.
Благочинный Тепловский Священник Иоанн».

Здесь надобно отметить, что сгоревшая деревянная церковь «в Погосте Рождественском, что на Мологощи» относилась к имению Князя Лобанова-Ростовского, в то время, как Рождественская домовая церковь в Филатово – к имению Поручика Петра Алексеевича Хоненева.

«Рузской округи, Благочиннаго, села Теплого священника Иоанна Стефанова, РЕПОРТ:

Ведомства моего Благочиния Звенигородской округи сельца Глебова, находящемся в Погосте Рождественском, что на Мологощи, прихожанин Господин Генерал-майор Князь Александр Иванов Лобанов Ростовский по данной от Вашего Высокопреосвященства (Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Московского и Коломенского) храмозданной грамоте вместо сгоревшей в Погосте Рождественском деревянной церкви уже девятый год каменной не строит и приуготовления материала никакого не делает. Также того ж Погоста прихожанин Господин Гвардии Прапорщик Петр Алексеев Ханенев состоящую поблизости в вотчине его домовую ветхую церковь, по объявленному мною о починке оной указу, не поправляет. 1818 года мая 14 дня. Благочинный Тепловский священник Иоанн».

«В Московскую Духовную Консисторию Гвардии Прапорщика Петра Алексеева Хоненева, СВЕДЕНИЕ:

«Что я домовую свою ветхую церковь, состоящую в селце моем Филатове, по желанию моему исправить в место сгоревшей в 1808 году приходской Рождественской, что на Мологоще, церкви доселе не исправлял, потому, что того села Мологощи помещик Князь Александр Ивановичь Лабанов Ростовский, желая в место сгоревшей в том селе вновь построить каменною приходскую церковь, — чего ожидая — я и не мог приступить ко обстройке к принадлежащей к тому приходу в селце Филатове домовой моей церькви. А как ныне по смерти означенной княгини Аграфены Никифоровны, наследник сын их Князь Иван Александрович Лабанов Ростовский за недостатком капитала от построения вновь приходской на Погосте Мологоще церькви совершенно отъказался, то я, неотменное имея желание вместо приходской, в помянутом селце моем находящуюся каменную во имя Рождества Христова церьковь обстроить, обязуюсь начать оное нынешнею весною, то есть будущего 1819 года в марте месяце, всенепременно. В чем сим Московскую Духовную Консисторию извещаю. Декабря ___ дня 1818 года. К сему СВЕДЕНИЮ Гвардии Прапорщик Петр Алексеев сын Хоненев руку приложил».

____________________________

При передаче приходу здание бывшей домовой церкви было перестроено: разобрана колокольня, бывшая над трапезной, и пристроена новая – у западного входа. В 1880-х гг. фасады храма приобрели лепной декор из алебастра.

К Христорождественской церкви была приписана Казанская кладбищенская церковь в сельце Глебово, которая была построена в 1859 году по благословению Святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. В 1864 году настоятелем Филатовского храма и одновременно приписной к нему Глебовской церкви был священник Петр Алексеевич Минервин.

В приход Филатово к 1875 году входили: непосредственно Филатово, сельцо Глебово и деревня Высоково, Букарево, Горки, Чаново, Курсаково; в приходе было тогда 145 домов, 457 прихожан, 490 прихожанок.

В 1890 году при селе находилось начальное училище питомцев Московского Воспитательного Дома. В 1907 году в версте от села на средства владелицы имения Брыкова, сестры известного русского мецената Саввы Морозова, Анны Тимофеевны Карповой, было устроено земское училище повышенного типа, названное в честь С. Морозова. Были построены учебное здание и жилой флигель, которые частично сохранились до наших дней. В 1914 году попечителем училища был А.Г. Карпов, заведующим – Александр Сергеевич Терновский, учительницами: Лидия Ивановна Терновская и Анна Васильевна Борисова. Законоучителем при училище состоял последний Настоятель Филатовской церкви – священник Алексий Петрович Смирнов.

В 1924 году селение Филатово становится центром сельсовета, в который входили также Глебово, Высоково и Горки.

В июле 1936 года с Рождественской церкви был снят колокол и вывезен в район. 15 февраля 1938 года, на празднование Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме состоялось последнее богослужение: в ночь того же дня священник Алексий Петрович Смирнов был арестован. Последний его Настоятель, о. Алексий служил в Филатовском храме более сорока трех лет…

…15/28 февраля является днем чествования и памяти ныне канонизированного священномученика Алексия, — тогда же, в 1938 году, на холодной земле Бутовского полигона последовала кончина верного служителя Христовой церкви. Есть мнение, что в этот день в Бутово окончил свое земное служение и маститый архипастырь, митрополит на покое священномученик Серафим (Чичагов).

Председателю колхоза было указано: за вознаграждение в сто рублей срубить стропила колокольни, за каждый «очищенный» кирпич церкви была назначена плата – пять копеек. После разрушения колокольни, печальная участь постигла церковную паперть и трапезную: кирпич их был употреблен на постройку скотного двора. Ныне от многострадальной Рождественской церкви остался один остов главной и самой древней ее части – четверика.

Во время Великой Отечественной войны, осенью 41-го в районе сел Филатово и Глебово оборонялся 1306 стрелковый полк 18-й Московской дивизии Народного ополчения, сформированной из жителей Москвы. 24 ноября в результате боев полк отошел в район Железникова, а к концу ноября 18-я дивизия была вынуждена отойти на восточный берег реки Истра; с началом контрнаступления – участвует в нем, форсирует Истру и освобождает 47 сел и деревень, в том числе Филатово, которое было очищено от неприятеля в середине декабря. В январе 1942 года здесь находился 705 подвижной полевой госпиталь. Промыслом Божиим, сохранился до наших дней исторический дом священномученика о. Алексия, который избежал печальной участи быть сожженным отступавшими немецкими частями: факел, брошенный рукою немецкого солдата, потух, оставив по себе опаленный след.

____________________________

Восстановление церкви началось Литургией, отслуженной впервые, за семьдесят пять лет разрушения и совершенной 4 июня 2009 года под открытым небом, в непосредственной близости от храма. Божественная Литургия была совершена Благочинным церквей Истринского округа протоиереем Димитрием Подорвановым и Настоятелем Христорождественской церкви протоиереем Андреем Васильевым. Первые работы по очищению прилегающей к храму территории состоялись 11 июня 2009 года.

В настоящее время ведутся консервационные работы, направленные на сохранение основного объема здания церкви. Помощью жертвователей, откликнувшихся на Божий призыв, удалось сделать не малое; но принимая во внимание общее состояние памятника и почти полную утрату архитектурного облика, мы понимаем, насколько ценным является любое усилие, направленное в помощь восстановлению некогда порушенной святыни.

В частности, в период с августа 2009 года по настоящее время удалось спасти находившиеся в аварийном состоянии своды, процент утраты кладки которых был весьма велик. В октябре 2009 года, в канун памяти преподобного Сергия Радонежского, после положенного чина, был установлен временный деревянный крест. Седьмого января 2010 года на Престольный праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Настоятелем церкви протоиереем Андреем Васильевым был совершен праздничный молебен.

Противоаварийные работы коснулись фундаментов северной и южной сторон храма, большое внимание было уделено вычинке кладки соответствующих сторон, их оконных и дверных проемов, которые приняли надлежащую правильную форму. Были отлиты и установлены тяжелые железные фермы для абсидной арки, давшей опасную трещину. В настоящее время продолжаются работы по замене старой осыпающейся кладки на новую, при соблюдении точных размеров и форм общего объема четверика. Исследование фундамента позволило выявить форму алтарной абсиды; сейчас ведутся работы по выявлению фундаментов трапезной части храма и колокольни. Близится завершение составления «Исторической записки» — пояснительного материала исторического характера, необходимого при правильном составлении эскизного плана фасадов церкви, а также рабочих чертежей отдельных ее помещений. На территорию храма специальным устройством подается вода для строительных работ; проведен свет и установлено бытовое помещение. Территория строительной площадки обведена деревянным глухим забором.

____________________________

Бедственное положение церкви нашло отклик во многих сердцах, по слову Псалмопевца, не давших себе труда в поисках личного покоя, прежде чем они найдут место Живому Богу – «селение Богу Иаковлю». Это «селение» являет образ нашего сердца, которое будучи средоточием духовной жизни человека, является самым дорогим храмом для Бога. Но, необходимые для нашего спасения таинства, прежде всего Божественная Литургия, за которой мы причащаемся Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя, — нуждаются в каменных церквях, которые, впрочем, и являют собой образ нашего внутреннего храма – сердца человеческого. Божественная Евхаристия, совершавшаяся в Рождественской церкви на протяжении веков, явилась как-бы некой закваской ее будущего возрождения – воскресения.

Мы выражаем надежду, что благое дело восстановления храма не прервется, пока на земле есть верующие сердца.

Историческая справка составлена по материалам книги «ИСТРИНСКАЯ ЗЕМЛЯ», изданной в 2004 году в серии «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья»; по историческим данным, имеющим отношение к Христорождественской церкви с. Филатово и хранящимся в Центральном Историческом Архиве Москвы. Использованы также устные свидетельства коренных жителей села, которые сохранила память, и которые были переданы их родственниками.